Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

Согласованный титульный лист оценке уязвимости     В соответствии с Федеральным Законом №16-ФЗ «О транспортной безопасности» для объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) должна быть выполнена оценка уязвимости и разработаны планы обеспечения транспортной безопасности.

    Оценка уязвимости проводится в целях определения степени защищенности ОТИ и/или ТС от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

    Оценку уязвимости могут осуществлять только специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности по установленным ФСТ России тарифам.

    ЗАО «ТРАНЗАС Консалтинг» является специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности и занимается разработкой оценки уязвимости объектов морского и речного транспорта для следующих ОТИ и ТС:

  • морских судов;

  • речных судов;

  • морских и речных портов и портовых средств;

  • судоходных гидротехнических сооружений (СГТС);

  • морских терминалов;

  • гидроэлектростанций (ГЭС);

  • дамб и плотин;

  • объектов систем связи

  • объектов систем управления движением транспортных средств (СУДС).

 

Порядок проведения оценки уязвимости

     Для выполнения требований Федерального Закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» необходимо:

  1. Провести категорирование ОТИ и ТС в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (ФАМРТ);

  2. Заключить договора на проведение оценки уязвимости со специализированной организацией;

  3. Разработать и утвердить в ФАМРТ оценку уязвимости;

   Категорирование осуществляется ФАМРТ на основе документов, поданных субъектом транспортной инфраструктуры.

      После получения одной из четырех возможных категорий и реестрового номера ОТИ и/или ТС необходимо провести оценку уязвимости в установленный законодательством срок (см. «Сроки выполнения оценки уязвимости» ниже), а также обеспечить его одобрение в ФАМРТ.

 

Исходная информация, необходимая для разработки оценки уязвимости

     Для проведения оценки уязвимости требуется обследование объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, а также получение необходимых исходных документов, действующих на ОТИ, ТС и в субъекте транспортной инфраструктуры.

     Состав исходных документов зависит от типа ОТИ и/или ТС и включает в себя информацию для оценки уязвимости, в том числе:

  • общее описание и основные технические характеристики;
  • подробное описание основных технологических процессов;
  • функциональные обязанности персонала;
  • подробное описание существующей системы обеспечения транспортной безопасности (охраны);
  • планы и описание  существующих инженерно- технических систем обеспечения транспортной безопасности и т.д.

Шлюз (вид с головы на шлюзовую камеру)

Порт (вид с мачты освещения)

Гидротехническое сооружение

 

Состав оценки уязвимости

     Оценка уязвимости выполняется в 3-х экземплярах (первый и второй экземпляры на бумажном носителе, третий - на магнитном).

     Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств включает в себя, в том числе, следующую информацию, влияющую на обеспечение транспортной безопасности конкретного ОТИ и/или ТС:

  • конструктивные характеристики элементов, систем объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые могут рассматриваться как физические барьеры;
  • геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта, климатические и природные условия;
  • особенности технических и технологических характеристик и процессов объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • используемые, производимые, хранящиеся, перегружаемые груза и материалы;
  • данные о персонале (экипаже), работающем и привлекаемом к работе на объекте транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;
  • определение сценариев реализации потенциальных угроз на ОТИ и/или ТС;
  • модели нарушителей;
  • оценка эффективности системы мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

 

Сроки выполнения оценки уязвимости

     В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (Приказ Минтранса России от 8 февраля 2011 г. №41), необходимо обеспечить разработку и утверждение оценки уязвимости в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в реестр категорированных объектов Федерального агентства морского и речного транспорта.

     Однако, в соответствии пунктом 5 Приказа Минтранса России от 12 апреля 2010 г. №87 срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.

     Исходя из имеющегося длительного опыта работы оценка уязвимости выполняется в течение 7-14 дней после проведения обследования объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства и сбора необходимой документации.

 

Согласование оценки уязвимости

Заключение о согласовании оценки уязвимости     После завершения оценки уязвимости и ознакомления с ним заказчика, начинается процедура утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в компетентном органе.

    Согласования оценки уязвимости по морскому и речному транспорту осуществляется в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (ФАМРТ). Время согласование не должно превышает 30 дней (пункт 8 Приказа Минтранса России от 12 апреля 2010 г. №87) с момента поступления в ФАМРТ.

 

Следующие этапы

     По основании утвержденной оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение 3-х месяцев должен быть разработан план обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ), который должен быть реализован не позднее 6-ти месяцев после утверждения оценки уязвимости.

 

Реализация и опыт работ по выполнению оценки уязвимости

     На текущий момент ЗАО «ТРАНЗАС Консалтинг» были разработаны и утверждены в ФАМРТ более 2500 оценок уязвимости различных объектов морского и речного транспорта.

 

Дополнительная информация и продукция:

  1. Свидетельство специализированной организации

  2. №16-ФЗ «О транспортной безопасности»

  3. Разработка плана обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ)

  4. Судовая система видеонаблюдения (ССВ)

     Для получения дополнительной информации просьба связаться с нами.