В соответствии с Федеральным Законом №16-ФЗ «О транспортной безопасности» для объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) должна быть выполнена оценка уязвимости и разработаны планы обеспечения транспортной безопасности.
Оценка уязвимости проводится в целях определения степени защищенности ОТИ и/или ТС от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства.
АО «ТРАНЗАС Консалтинг» представляет услуги по разработкой оценки уязвимости объектов морского и речного транспорта для следующих ОТИ и ТС:
- морских судов;
- речных судов;
- морских и речных портов и портовых средств;
- судоходных гидротехнических сооружений (СГТС);
- морских терминалов;
- гидроэлектростанций (ГЭС);
- дамб и плотин;
- объектов систем связи;
- объектов систем управления движением транспортных средств (СУДС).
Порядок проведения оценки уязвимости
Для выполнения требований Федерального Закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» необходимо:
- Провести категорирование ОТИ и ТС в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (ФАМРТ);
- Заключить договора на проведение оценки уязвимости;
- Разработать и утвердить в ФАМРТ оценку уязвимости.
Категорирование осуществляется ФАМРТ на основе документов, поданных субъектом транспортной инфраструктуры.
После получения одной из четырех возможных категорий и реестрового номера ОТИ и/или ТС необходимо провести оценку уязвимости в установленный законодательством срок (см. «Сроки выполнения оценки уязвимости» ниже), а также обеспечить его одобрение в ФАМРТ.
Исходная информация, необходимая для разработки оценки уязвимости
Для проведения оценки уязвимости требуется обследование объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, а также получение необходимых исходных документов, действующих на ОТИ, ТС и в субъекте транспортной инфраструктуры.
Состав исходных документов зависит от типа ОТИ и/или ТС и включает в себя информацию для оценки уязвимости, в том числе:
- общее описание и основные технические характеристики;
- подробное описание основных технологических процессов;
- функциональные обязанности персонала;
- подробное описание существующей системы обеспечения транспортной безопасности (охраны);
- планы и описание существующих инженерно- технических систем обеспечения транспортной безопасности и т.д.
Состав оценки уязвимости
Оценка уязвимости выполняется в 3-х экземплярах (первый и второй экземпляры в бумажном варианте, третий - в электронном).
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств включает в себя, в том числе, следующую информацию, влияющую на обеспечение транспортной безопасности конкретного ОТИ и/или ТС:
- конструктивные характеристики элементов систем объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые могут рассматриваться как физические барьеры;
- геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта, климатические и природные условия;
- особенности технических и технологических характеристик и процессов объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- используемые, производимые, хранящиеся, перегружаемые груза и материалы;
- данные о персонале (экипаже), работающем и привлекаемом к работе на объекте транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;
- определение сценариев реализации потенциальных угроз на ОТИ и/или ТС;
- модели нарушителей;
- оценка эффективности системы мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Разработка и согласование оценки уязвимости
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ №678 от 16 июля 2016 г.), необходимо обеспечить проведение оценки уязвимости в течение 3-х месяцев с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта сведений о присвоении категории, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
Исходя из имеющегося длительного опыта работы оценка уязвимости выполняется в течение 7-14 дней после проведения обследования объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства и сбора необходимой документации.
После завершения разработки оценки уязвимости и ознакомления с ним заказчика, начинается процедура утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в компетентном органе.
Согласование оценки уязвимости по морскому и речному транспорту осуществляется в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (ФАМРТ). Время согласование не должно превышает 30 дней.
Разработка дополнительной оценки уязвимости
Согласно Постановлению Правительства РФ №678 от 16 июля 2016 г. необходимо провести дополнительную оценки уязвимости (ДОУ) ОТИ/ТС в следующих случаях:
- при изменении положений Постановления Правительства РФ №678, регламентирующих меры по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства. Необходимо утвердить ДОУ в течение 3 месяцев с даты возникновения изменений.
- при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик ОТИ/ТС, приводящих к изменению присвоенной категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности, необходимо обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений или с даты получения уведомления об изменении присвоенной категории.
- при переходе к субъекту транспортной инфраструктуры права собственности на ОТИ/ТС или переходе права его использования на ином законном основании от иного субъекта транспортной инфраструктуры необходимо обеспечить проведение оценки уязвимости и представление на утверждение в установленном порядке ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с этими утвержденными результатами обеспечить внесение в них соответствующих изменений).
Разработка Плана обеспечения транспортной безопасности ( ПОТБ )
После утверждения Федеральным Агентством Морского и Речного Транспорта оценки уязвимости ОТИ / ТС необходимо разработать и представить в ФАМРТ план обеспечения транспортной безопасности в срок не превышающий 3 месяца с даты утверждения результатов оценки уязвимости.
Реализация и опыт работ по выполнению оценки уязвимости
На текущий момент АО «ТРАНЗАС Консалтинг» были разработаны и утверждены в ФАМРТ более 10 000 оценок уязвимости и планов обеспечения безопасности различных объектов морского и речного транспорта.
Для получения дополнительной информации просьба связаться с нами.