Меню
Закрыть

ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО MSC/Circ.1112

принято 21 мая 2004 г.

 

СХОД НА БЕРЕГ И ПОСТУПЛЕНИЕ МОРЯКОВ НА СУДА В РАМКАХ КОДЕКСА ОСПС

1. Конференция Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 г. (Лондон, 9-12 декабря 2002 г.) приняла, среди прочего, поправки к Приложению к Конвенции с поправками, в частности - новую главу XI-2 - Специальные меры по усилению охраны на море и новый «Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС)».

2. Конференция также приняла резолюцию 1 1 Конференции - «Роль человеческого фактора в решении вопросов о сходе моряков на берег», которая, среди прочего, настоятельно рекомендует Договаривающимся правительствам при применении положений главы XI-2 Конвенции СОЛАС и Кодекса ОСПС учитывать человеческий фактор, необходимость обеспечивать защиту моряков и исключительную важность схода на берег.

3. Комитет по безопасности на море, признавая и рассматривая, на своей 78 сессии (12-21 мая 2004 г.), необходимость получения дополнительной информации для оказания помощи Договаривающимся правительствам и отрасли в отношении обеспечения соответствия духу резолюции 7 Конференции и, в то же время, необходимости выполнять обязательства, которые налагаются главой XI-2 Конвенции СОЛАС и Кодексом ОСПС, указал его Рабочей группе по охране на море проверить и предоставить судам дополнительное руководство по особым вопросам, возникающим при сходе на берег и при поступлении моряков на суда в рамках Кодекса ОСПС.

4. Одобренное Комитетом руководство в отношении схода на берег и поступления моряков на суда представлено в Приложении.

5. Правительствам-членам ИМО и международным организациям рекомендуется довести настоящее циркулярное письмо до сведения национальных Назначенных органов, Администраций, должностных лиц портового средства, ответственных за охрану, до сведения представителей морской отрасли и всех других заинтересованных сторон и ответственных за внедрение мер по обеспечению охраны на море.

 

* * *

ПРИЛОЖЕНИЕ

СХОД НА БЕРЕГ И ПОСТУПЛЕНИЕ МОРЯКОВ НА СУДА В СООТВЕТСТВИИ С КОДЕКСОМ ОСПС

1. Конференция 2002 г. на которой была одобрена глава XI-2 Конвенции СОЛАС, Кодекс ОСПС и соответствующие резолюции Конференции, признала, что при широком применении режима безопасности к международному судоходству придется решать вопросы, связанные с человеческим фактором и основными правами человека применительно к морякам. Было признано, что при применении нового режима охраны на судах моряки должны будут выполнять определенные обязанности и нести за них ответственность. В то же время было признано, что уделение такого большого внимания охране портовых средств может привести к тому, что при новом режиме охраны на судне моряка будут рассматривать не как партнера, а как объект, потенциально способный нарушить охрану.

2. В этой связи было признано, что может быть противоречие между соблюдением требований по охране и правами человека, а также между выполнением требований по охране и эффективностью грузоперевозок на международном уровне, что — важнее всего для мировой экономики. Должно соблюдаться надлежащее равновесие между требованиями по охране и защитой прав человека, когда речь идет о моряках и портовых рабочих, и требованиями в отношении обеспечения безопасности и рабочей эффективности судна, при предоставлении доступа на судно с такой целью как принятие припасов, ремонт и обслуживания оборудования, необходимого для перехода и для других жизненно важных видов деятельности в то время, когда судно пришвартовано к портовым сооружениям.

3. Конференция 2002 г. включила положения о защите основных прав человека, применительно к морякам, в главу XI-2 Конвенции СОЛАС и в Кодекс ОСПС. Кодекс ОСПС, в Преамбуле, гласит о том, что его не следует истолковывать таким образом, чтобы его положения не согласовывались с существующими международными инструментами, защищающими права и свободы тружеников моря и портовых рабочих. В Преамбуле также внимание Договаривающихся правительств обращается на то, что при одобрении планов охраны они должны знать о необходимости для моряков сходить на берег и иметь доступ к находящимся на берегу учреждениям, включая медицинские.

4. Имея в виду вышесказанное и принципы, изложенные в разделе А/16.3.15 Кодекса ОСПС, План охраны портового средства должен включать в себя процедуры по облегчению формальностей при сходе членов экипажа на берег., при смене членов экипажа и при доступе на судно гостей, включая представителей предназначенных для моряков учреждений и профсоюзных организаций. Подразумевается, что имеется в виду и работающий на берегу персонал, обеспечивающий снабжение судна. Рекомендация пункта В/16.8.14 Кодекса ОСПС подкрепляет это требование положением о том, что План охраны портового средства должен включать в себя такие процедуры применительно ко всем уровням охраны.

5. При одобрении планов охраны портового средства Договаривающиеся правительства должны обеспечивать, чтобы планы охраны портового средства соответствовали процедурам, представленным в разделе А/16.3.15 Кодекса ОСПС, с учетом руководства, представленного в пункте В/16.8.14 Кодекса ОСПС.

6. Исходя из практических задач, важно также, чтобы на портовых средствах соблюдалось равновесие между необходимостью соблюдения требований по обеспечению охраны и потребностями судна и его экипажа. Оператор портового средства должен обеспечить, чтобы с операторами судна заблаговременно, перед прибытием судна, были скоординированы действия по обеспечению схода на берег персонала судна или замещающих членов экипажа, а также по обеспечению доступа, через портовое средство, гостей, включая представителей предназначенных для моряков учреждений, профсоюзных организаций, и всех тех, кто имеет отношение к обслуживанию и ремонту судового оборудования и к безопасной эксплуатации судна. Концентрация внимания исключительно на обеспечении охраны портовых средств противоречит букве и духу Кодекса ОСПС, и это будет иметь серьезные последствия для международной системы морских грузоперевозок, что является важной составляющей мировой экономики. Далее было отмечено, что МОТ/И МО «Кодекс практики по охране порта» рекомендует, чтобы все заинтересованные в деятельности порта стороны (portstakeholdersработали совместно над своевременным планированием и проведением таких мероприятий.

7. Как и предусмотрено в резолюции 11 Конференции 2002 г., при применении положений главы XI-2 Конвенции СОЛАС и Кодекса ОСПС, Договаривающимся правительствам настоятельно рекомендуется учитывать человеческий фактор, необходимость обеспечить морякам специальную защиту и особую важность схода на берег. Поэтому Договаривающимся правительствам, государствам-членам Организации и неправительственным организациям, имеющим консультативный статус в Организации, настоятельно рекомендуется сообщать в Организацию обо всех случаях, когда человеческий фактор был подвержен неблагоприятному влиянию при применении положений главы XI-2 СОЛАС и Кодекса ОСПС и рекомендуется, чтобы такие случаи были доведены до сведения Комитета по безопасности на море и Комитета по облегчению формальностей.