МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 марта 2003 г. N 156
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НИЖНЕГО УРОВНЯ РАЗЛИВА НЕФТИ
И НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ АВАРИЙНОГО РАЗЛИВА
К ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
В целях обеспечения Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582; 2002, N 16, ст. 1569), приказываю:
Утвердить прилагаемые Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации.
Министр
В.Г.АРТЮХОВ
Утверждены
Приказом МПР России
от 03.03.2003 N 156
УКАЗАНИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НИЖНЕГО УРОВНЯ РАЗЛИВА
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ АВАРИЙНОГО
РАЗЛИВА К ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
1. Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации (далее - Указания) разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О "неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582; 2002, N 16, ст. 1569.
Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 N 1113 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, которым утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Настоящие Указания применяются территориальными органами и специализированными морскими инспекциями МПР России, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <*>, при организации работ и осуществлении контроля за ликвидацией последствий разливов нефти и нефтепродуктов, представлении информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4459; 1997, N 17, ст. 2011; 2002, N 15, ст. 1439.
3. Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы ЛАРН), в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу (приложение 1).
4. При поступлении в территориальный орган или специализированную морскую инспекцию МПР России информации о разливе нефти и нефтепродуктов руководители территориального органа или специализированной морской инспекции МПР России или должностные лица, уполномоченные распоряжением руководителей указанных органов, на основании значений нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации (приложение 2) оценивают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Для уточнения параметров и условий аварийного разлива может быть сделан запрос о дополнительной информации или проведено ознакомление на месте, в том числе в порядке контрольно-инспекционных мероприятий.
5. Исходя из места расположения и условий разлива, степени готовности и фактических действий сил и средств, привлекаемых для его ликвидации, предварительной оценки размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения нефтью и нефтепродуктами и в ходе устранения аварийной ситуации и ее последствий, территориальные органы и специализированные морские инспекции МПР России могут давать органам управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения по приданию аварийному разливу статуса чрезвычайной ситуации при более низких значениях разлива, а также предложения по повышению категории чрезвычайной ситуации, объявленной по факту разлива.
6. Территориальные органы МПР России по согласованию с территориальными органами МЧС России могут принимать решение о снижении уровня разлива нефти и нефтепродуктов на местности для отнесения его к чрезвычайной ситуации с учетом природно-климатических и иных особенностей региона, в том числе дифференцированно по административным районам и муниципальным образованиям.
7. Вне зависимости от придания в установленном порядке аварийному разливу нефти и нефтепродуктов статуса чрезвычайной ситуации территориальные органы и специализированные морские инспекции МПР России осуществляют контроль за ликвидацией разлива и последствий его негативного воздействия на окружающую среду.
Приложение 1
к Указаниям
по определению нижнего
уровня разлива нефти
и нефтепродуктов
для отнесения
аварийного разлива
к чрезвычайной ситуации
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ ДЛЯ СООБЩЕНИЯ
ОБ АВАРИЙНОМ РАЗЛИВЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И СПЕЦМОРИНСПЕКЦИИ МПР РОССИИ
1. Дата, время и место разлива нефти и нефтепродуктов
2. Источник загрязнения
3. Причина разлива нефти и нефтепродуктов
4. Вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов
5. Площадь загрязнения
6. Назначение и вид использования загрязненной территории (акватории)
7. Гидрометеорологическая обстановка
8. Попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды
9. Для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории
10. Для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии
11. Возможность или невозможность ликвидации загрязнения собственными силами в сроки, предусмотренные планом ЛАРН
12. Принятые меры
13. Дополнительная информация о разливе и ходе его ликвидации
Приложение 2
к Указаниям
по определению нижнего
уровня разлива нефти
и нефтепродуктов
для отнесения
аварийного разлива
к чрезвычайной ситуации
ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕГО УРОВНЯ РАЗЛИВА НЕФТИ
И НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ АВАРИЙНОГО РАЗЛИВА
К ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Таблица 1
НА ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ
И В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Объект |
Нижний уровень разлива масса, т |
Азовское море | 0,5 |
Черное море | 1 |
Каспийское море - Северный Каспий - устье Волги |
0,5 1 |
Балтийское море | 0,3 |
Моря Северного Ледовитого океана Устье Северной Двины |
0,5 0,3 |
Моря Тихого океана | 1 |
Таблица 2
НА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ
(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТОРФЯНЫХ БОЛОТ)
Категория водных объектов |
Нижний уровень разлива масса, т |
|
легкие неф- |
нефть и тя- |
|
Рыбохозяйственные водоемы |
0,5 |
1 |
Водоемы хозяйственно-питьевого |
0,5 |
1 |
Водоемы культурно-бытового |
1 |
1,5 |
Таблица 3
НА МЕСТНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ПОВЕРХНОСТИ
ТОРФЯНЫХ БОЛОТ (В ТОННАХ)
Источник загрязнения |
Вид загряз- |
Вид территории |
|||||
промышленные |
территории насе- |
водоох- |
прочие |
||||
с твер- |
без |
с твер- |
без |
||||
Разведочные и экс- |
|
|
|
|
|
|
|
Нефте- и продукто- проводы <**> |
Нефть | 40 | 20 | 30 | 15 | Любой факт разлива |
7 |
Легкие неф- тепродукты |
30 | 15 | 20 | 5 | 3 | ||
Авто- и железнодо- рожные цистерны |
Нефть и тя- желые нефте- продукты |
10 | 5 | 5 | 3 | Любой факт разлива |
3 |
Легкие неф- тепродукты |
5 | 3 | 3 | 1 | 1 | ||
Крупнотоннажные ста- ционарные хранилища |
Нефть | 30 | 15 | 20 | 7 | Любой факт разлива |
7 |
Тяжелые неф- тепродукты |
40 | 20 | 30 | 15 | 15 | ||
Легкие неф- тепродукты |
20 | 7 | 10 | 5 | 3 | 5 | |
Мелкотоннажные хра- нилища, объекты роз- ничной реализации нефтепродуктов и иные источники |
Нефть | 10 | 5 | 6 | 2 | 5 | 2 |
Тяжелые неф- тепродукты |
20 | 7 | 10 | 5 | 1 | 5 | |
Легкие неф- тепродукты |
10 | 5 | 6 | 0,5 | Любой факт разлива |
0,5 |
--------------------------------
<*> Учитывается масса нефти с пластовыми и подтоварными водами.
<**> В соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной Приказом МЧС России от 07.07.97 N 382, любой факт порыва магистрального трубопровода требует оповещения органов МЧС России.