Меню
Закрыть

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 3 марта 2003 г. N 156

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НИЖНЕГО УРОВНЯ РАЗЛИВА НЕФТИ

И НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ АВАРИЙНОГО РАЗЛИВА

К ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

 

В целях обеспечения Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582; 2002, N 16, ст. 1569), приказываю:

Утвердить прилагаемые Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации.

Министр

В.Г.АРТЮХОВ

 

 

 

Утверждены

Приказом МПР России

от 03.03.2003 N 156

УКАЗАНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НИЖНЕГО УРОВНЯ РАЗЛИВА

НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ АВАРИЙНОГО

РАЗЛИВА К ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

1. Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации (далее - Указания) разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О "неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" <*>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582; 2002, N 16, ст. 1569.

Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 N 1113 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, которым утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Настоящие Указания применяются территориальными органами и специализированными морскими инспекциями МПР России, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <*>, при организации работ и осуществлении контроля за ликвидацией последствий разливов нефти и нефтепродуктов, представлении информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4459; 1997, N 17, ст. 2011; 2002, N 15, ст. 1439.

3. Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы ЛАРН), в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу (приложение 1).

4. При поступлении в территориальный орган или специализированную морскую инспекцию МПР России информации о разливе нефти и нефтепродуктов руководители территориального органа или специализированной морской инспекции МПР России или должностные лица, уполномоченные распоряжением руководителей указанных органов, на основании значений нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации (приложение 2) оценивают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Для уточнения параметров и условий аварийного разлива может быть сделан запрос о дополнительной информации или проведено ознакомление на месте, в том числе в порядке контрольно-инспекционных мероприятий.

5. Исходя из места расположения и условий разлива, степени готовности и фактических действий сил и средств, привлекаемых для его ликвидации, предварительной оценки размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения нефтью и нефтепродуктами и в ходе устранения аварийной ситуации и ее последствий, территориальные органы и специализированные морские инспекции МПР России могут давать органам управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения по приданию аварийному разливу статуса чрезвычайной ситуации при более низких значениях разлива, а также предложения по повышению категории чрезвычайной ситуации, объявленной по факту разлива.

6. Территориальные органы МПР России по согласованию с территориальными органами МЧС России могут принимать решение о снижении уровня разлива нефти и нефтепродуктов на местности для отнесения его к чрезвычайной ситуации с учетом природно-климатических и иных особенностей региона, в том числе дифференцированно по административным районам и муниципальным образованиям.

7. Вне зависимости от придания в установленном порядке аварийному разливу нефти и нефтепродуктов статуса чрезвычайной ситуации территориальные органы и специализированные морские инспекции МПР России осуществляют контроль за ликвидацией разлива и последствий его негативного воздействия на окружающую среду.

Приложение 1

к Указаниям

по определению нижнего

уровня разлива нефти

и нефтепродуктов

для отнесения

аварийного разлива

к чрезвычайной ситуации

ПЕРЕЧЕНЬ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ ДЛЯ СООБЩЕНИЯ

ОБ АВАРИЙНОМ РАЗЛИВЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И СПЕЦМОРИНСПЕКЦИИ МПР РОССИИ

1. Дата, время и место разлива нефти и нефтепродуктов

2. Источник загрязнения

3. Причина разлива нефти и нефтепродуктов

4. Вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов

5. Площадь загрязнения

6. Назначение и вид использования загрязненной территории (акватории)

7. Гидрометеорологическая обстановка

8. Попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды

9. Для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории

10. Для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии

11. Возможность или невозможность ликвидации загрязнения собственными силами в сроки, предусмотренные планом ЛАРН

12. Принятые меры

13. Дополнительная информация о разливе и ходе его ликвидации

 

Приложение 2

к Указаниям

по определению нижнего

уровня разлива нефти

и нефтепродуктов

для отнесения

аварийного разлива

к чрезвычайной ситуации

ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕГО УРОВНЯ РАЗЛИВА НЕФТИ

И НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ АВАРИЙНОГО РАЗЛИВА

К ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Таблица 1

НА ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ

И В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Объект

Нижний уровень разлива

масса, т

Азовское море 0,5
Черное море 1

Каспийское море

- Северный Каспий

- устье Волги

 

0,5

1

Балтийское море 0,3

Моря Северного Ледовитого океана

Устье Северной Двины

0,5

0,3

Моря Тихого океана 1

 

Таблица 2

НА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТОРФЯНЫХ БОЛОТ)

Категория водных объектов

Нижний уровень разлива

масса, т

легкие неф-
тепродукты

нефть и тя- 
желые нефте-
продукты

Рыбохозяйственные водоемы

0,5

1

Водоемы хозяйственно-питьевого
водопользования

0,5

1

Водоемы культурно-бытового
водопользования

1

1,5

Таблица 3

НА МЕСТНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ПОВЕРХНОСТИ

ТОРФЯНЫХ БОЛОТ (В ТОННАХ)

Источник загрязнения

Вид загряз- 
нения

Вид территории

промышленные 
площадки

территории насе-
ленных пунктов

водоох-
ранные 
зоны 
водных 
объек- 
тов

прочие
терри-
тории

с твер-
дым по-
крытием

без 
покры-
тия

с твер- 
дым пок-
рытием

без 
покры- 
тия

Разведочные и экс- 
плуатационные сква- 
жины



Нефть <*>



40



20



30



15



3



7

Нефте- и продукто-  
проводы <**>       
 
Нефть 40 20 30 15 Любой 
факт  
разлива
7
Легкие неф- 
тепродукты
30 15 20 5 3
Авто- и железнодо-  
рожные цистерны    
 
Нефть и тя-
желые нефте-
продукты   
10 5 5 3 Любой 
факт  
разлива
3
Легкие неф- 
тепродукты
5 3 3 1 1
Крупнотоннажные ста-
ционарные хранилища  
Нефть 30 15 20 7 Любой 
факт  
разлива
7
Тяжелые неф-
тепродукты
40 20 30 15 15
Легкие неф- 
тепродукты
20 7 10 5 3 5
Мелкотоннажные хра- 
нилища, объекты роз-
ничной реализации   
нефтепродуктов и    
иные источники     
  
Нефть 10 5 6 2 5 2
Тяжелые неф-
тепродукты
20 7 10 5 1 5
Легкие неф- 
тепродукты
10 5 6 0,5 Любой 
факт  
разлива
0,5

--------------------------------

<*> Учитывается масса нефти с пластовыми и подтоварными водами.

<**> В соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной Приказом МЧС России от 07.07.97 N 382, любой факт порыва магистрального трубопровода требует оповещения органов МЧС России.